«Школа Нового Поколения»
Программа «Школа Нового Поколения» реализуется с 2004 года Благотворительным фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» через специально созданную Автономную некоммерческую организацию «Научно-методический центр «Школа нового поколения»
Цель Программы - создание и распространение качественно новой культуры Школы нового поколения как самообучающейся организации (learning organization), объединяющей учащихся и педагогов, готовых учиться всю жизнь, умеющих решать нестандартные задачи междисциплинарного характера, убеждать и вести за собой, обладающих опытом проектно-исследовательской деятельности и имеющих устойчивую систему ценностей, совместимых с ценностями национальной и мировой культуры.
Задачи, реализуемые в рамках Программы, направлены на исследование, экспериментальное опробование и последующее распространение результатов в четырех основных областях педагогической деятельности:
- разработка средств формирования организационной культуры школы как самообучающейся организации (включая методологию, методики, рекомендации, нормативные документы и описания кейсов);
- разработка и внедрение передовой методологии образовательного процесса, создающего широкое поле возможностей для самоопределения учащихся, что способствует формированию и социализации личности в развивающемся обществе (см «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»)
- исследование и разработка изменений в содержании и формах педагогического профессионального образования (новые учебные курсы и тренинги);
- создание инфраструктуры Программы через организацию территориальных ресурсных центров (ТРЦ - Территориальные ресурсные центры Программы "Школа нового поколения"), в которые входят школы, разделяющие ценности "Школы нового поколения", сотрудничающие в разработке, практической реализации и распространении ее идей.
Ценности и образовательные цели ШНП:
- в области обучения
- безусловное достижение учащимися требований государственных образовательных стандартов, высоких показателей во всех видах государственной аттестации
- глубокие знания и умения, необходимые для реализации своего призвания к избранной сфере деятельности
- ключевые надпредметные компетенции
- способность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни
- в области развития
- развитые познавательные функции, креативность, критическое мышление, функциональная грамотность учащихся
- культура саморегуляции, сохранения и укрепления здоровья, устойчивая привычка к здоровому образу жизни
- в области воспитания
- развитые лидерские навыки, инициативность, самостоятельность, ответственность
- нравственное поведение, основанное на чувстве принадлежности к семье, краю, России
- толерантность и уважение к другим культурам
- экологическая культура, бережное отношение к природе
- в области внутришкольного управления
- целостность образовательного процесса, преодоление межпредметной разобщенности, школа полного дня и полного года
- обучение через практическую деятельность
- развитые интерактивные формы обучения (тренинги, проектно-исследовательская деятельность и др.)
- организационная культура школы как самообучающейся организации
- повсеместное и повседневное использование ИКТ в управлении образовательным процессом и школой как организацией
Основные черты ШНП:
- это школа полного дня и полного года,
- это целостный образовательный процесс, где нет разделения между 1-ой и 2-ой половиной дня, основным и дополнительным образованием, между учителями различных учебных дисциплин
- это синхронизированное тематическое планирование, когда на учебный год ставится большая образовательная цель (например, Семья, Дом, Кубань, Россия) и отсюда определяется тема каждой учебной недели или месяца (например, Моя мама, Мое любимое место в доме, Моя любимая речка, Заповедные места России), и все учителя работают на раскрытие этой темы, каждый - через свой предмет
- это работа команды учителей с коллективом учащихся, где команда и коллектив формируются в коллективных делах (мероприятиях, значащих событиях, акциях, проектах, тематических лагерях, экспедициях, длительных образовательных играх и др.)
- это самообучающаяся организация, где сама школа выбирает содержание обучения, организует коллективное обучение педагогов и немедленное внедрение его результатов в практику образовательного процесса (например, разработка символики, ритуалов, значащих событий, освоение методов электронного обучения, методик оценивания деятельности учителей, организации работы команды учителей через педагогические консилиумы, освоение методик организации проектно-исследовательской деятельности, длительных образовательных игр и пр.)
- это открытая школа, где педагоги и учащиеся регулярно посещают занятия, праздники, мероприятия своих коллег из других школ, формируя профессиональное сообщество
- это учитель нового поколения, который подает пример исследовательского поведения, стремления к профессиональному совершенству, потребности в непрерывном обучении, овладения новыми технологиями (включая ИКТ), способности работать в команде, умеет наладить партнерские отношения с учащимися, играя роль советника и организатора совместной деятельности
- это проектно-исследовательская деятельность учащихся
- это экологическое образование и экологическая культура
- это ИКТ как повсеместный и повседневный универсальный инструмент, применяемый во всех видах и формах образовательного процесса
Программа включает 3 подпрограммы:
- Системная педагогика (АНО "Институт системной педагогики")
- Педагогический эксперимент (базовая школа Программы – ГОУ СОШ №26 (г. Москва)
- Развитие в регионах (38 школ из 14 регионов России, объединенные в 7 ТРЦ). см. участники Программы